Олимпиады по различным
предметам являются универсальным мероприятием в педагогической
деятельности. С одной стороны, они позволяют обучающимся в конкурирующей
среде выявить наилучшие знания. Преподавателям, с другой стороны найти
время на подготовку и проведение такого мероприятия с нестандартными
заданиями.
В "Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ) города Екатеринбурга опыт проведения олимпиады по химии был первым. Олимпиаду было решено проводить с применением дистанционных технологий, что позволило принимать участие из профессиональных образовательных организаций студентам не только учреждения-организатора, но и всем желающим студентам из Свердловской области.
Среди прочих задач олимпиады были поставлены три учебно-методических:
Из-за дистанционного формата проведения задания должны иметь тестовую форму ответа для быстрой проверки большого количества ответов. Конечно, тестовая форма ответа имеет большой недостаток в виде угадывания при ответе на вопросы и везения. Этим можно объяснить набор студентов в 1-2 балла из 20 возможных. В связи с тестовой основой теста были разработаны задания в стиле тестов ЕГЭ-ГИА. Во-первых, была взята гибкая методология тестов по химии по экзаменам ЕГЭ и ГИА, которая широко представлена в литературе. Во-вторых, студенты после 9 класса в школе уже сдавали минимум обязательных экзаменов и были знакомы с тестами ГИА. Для них не было новой форма представления такого теста, они быстро приступали к решению без особого рассмотрения вводной части.
Однако под видом привычных заданий скрывались нестандартные вопросы. Что отличает задания в стиле ЕГЭ-ГИА от обычных тестов? Во-первых, это нестандартный вопрос, который требует не прямого ответа, а от обратного. Во-вторых, это ответы, которые подобраны специальным способом, чтобы учесть все возможные ошибки, об этом будет указано более подробнее в параграфе 3.
Например, задание: Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3. При расстановке стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции получаем следующие значения: 2FeCl3 + 3Na2S → Fe2S3 +6 NaCl, учитывая, что железо принимает участие в реакции в степени окисления +3. Складывая стехиометрические коэффициенты продуктов реакции получаем значение 7, отвечающее ответу (б). Однако студенты, видя выражение «сумма коэффициентов» считают все коэффициенты и получает значение 12, которое так же есть в листе ответов, но которое не спрашивали.
С самой олимпиадой 2016 года можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Сами Формы Google связаны с Таблицей ответов Google, которая представляет собой электронную таблицу. В каждой строчке фиксировался время регистрации, лист регистрации и ответы. Сама Форма Google должна иметь строгую форму — все вопросы должны быть пронумерованы, а в настройках нельзя ставить флажок на перемешивании ответов. В Таблице ответов ответы соотносились с правильными вариантами и помечались цветом: красный — неверно, жёлтый — верно. За каждый верный ответ давался один балл, таким образом максимально за 20 заданий можно было получить один балл. В дальнейшем планируется перейти на использование приложения Flubaroo по автоматической проверке ответов.
Всего в олимпиаде поучаствовало 139 участников из 4 профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Средний балл участников оказался 8,35. Были награждены победители, занявшие I место (3 человека, набрали 15 баллов), II место (1 человек, набрал 14 баллов) и III место (11 человек, набрали по 13 баллов).
В ходе проведения Олимпиады выявилось некоторое технологическое отставание участников. Многие участники пытались использовать устаревший браузер Internet Exploler для выхода Интернет, но устаревшие скрипты не давали работать на лёгких и быстрых сервисах Google. В остальном Олимпиада прошла без значительных организационных и технологических сбоев.
В период подготовки сайт Олимпиады использовался для ознакомления с процедурой дистанционной олимпиады на страничках для преподавателей и участников. Так же был разработан пробный репетиционный тест из пяти схожих с олимпиадными вопросами заданий, которые могли пройти все желающие и оценить форму и содержание предстоящей олимпиады.
В период проведения Олимпиады сайт стал основой для коммуникации — используя его участники, переходили по гиперссылкам на непосредственно Форму Google Олимпиады.
В период оглашения результатов сайт стал не только показывать результаты, но и стал методической «копилкой». Из-за особенностей дистанционных олимпиад, где организаторы часто физически не видят большее количество участников, была реализована политика максимальной открытости. Были сформированы наряду с общим зачётом зачёты отдельно по всем участвовавшим профессиональным образовательных учреждениям. Так же в общий доступ была выложена таблица общих результатов Олимпиады, где можно было посмотреть не только свои ошибки, но и как писали Олимпиаду другие участники.
Кроме этого были проанализированы все ответы на все задания Олимпиады и на сайте по каждому вопросу представлена методическая разработка. Здесь можно посмотреть общую картинку, как в общем случае все участники справились или не справились с заданиями, в каких были допущены основные ошибки. Форма Google в автоматическом режиме предоставляет сводку по ответам, позволяя наглядно всё увидеть.
Например, в задании, которое, которое разбиралось в параграфе 2: «Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3» Большинство участников ответило неправильно — 39% ответило, что сумма коэффициентов составляет 5, они сложили только исходные вещества. Другие, напротив сложили все коэффициенты — с ответом 12 (вариант а) ответов собралось 24,8%. Столько же ответили правильно (сумма 7, нужны были только продукты, вариант б). Ещё 11,3% участников выбрало ответ в сумме 3.
Большинство участников не справились с заданием по определению электронного строения иона магния Mg2+. В ответах к заданию были предложены все варианты конфигурации — в том числе и для самого атома магния. Большинство участников не глядя на заряд выбрало именно неправильный ответ — 1s22s22p63s2 который соответствует атому, а не иону, таких оказалось 52,9%. Справились с заданием 30,4% участников.
Так же большинство не справились с заданием « При взаимодействии калия с кислородом образуется: а) оксид калия; б) пероксид калия; в) надпероксид калия; г)гидроксид калия». Правильный ответ — в надпероксид калия. Однако его выбрало наименьшее количество участников. 62,1% выбрало самый логичный вариант оксида калия, ещё 23,6% выбрало надпероксид калия и 8,6% выбрало гидроксид калия, который вообще никогда не может образоваться в этой реакции.
С полным анализом заданий олимпиады можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Итоги проведённой олимпиады воодушевили на продолжение работы. Конечно, дистанционный формат имеет определённые недостатки, но скорость, обработка результатов и доступность являются большими преимуществами. В ближайшем времени планируется дистанционная олимпиада для 2 курсов по физколлоидной химии на основе Форм Google, на которой будет автоматизирован процесс обработки с помощью программы приложения Flubaroo.
Статья опубликована в системе "Информио" 1 марта 2016 года.
В "Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ) города Екатеринбурга опыт проведения олимпиады по химии был первым. Олимпиаду было решено проводить с применением дистанционных технологий, что позволило принимать участие из профессиональных образовательных организаций студентам не только учреждения-организатора, но и всем желающим студентам из Свердловской области.
Среди прочих задач олимпиады были поставлены три учебно-методических:
- Разработка собственных олимпиады заданий и перенос их на платформу Форм Google.
- Проведение и оперативная проверка ответов, что позволяет выполнить Формы Google.
- Разработка электронного учебно-методического комплекса в виде сайта в Интернете для дальнейшего использования при проведении последующих Олимпиад.
- 1 Создание оригинальных олимпиадных задач
Из-за дистанционного формата проведения задания должны иметь тестовую форму ответа для быстрой проверки большого количества ответов. Конечно, тестовая форма ответа имеет большой недостаток в виде угадывания при ответе на вопросы и везения. Этим можно объяснить набор студентов в 1-2 балла из 20 возможных. В связи с тестовой основой теста были разработаны задания в стиле тестов ЕГЭ-ГИА. Во-первых, была взята гибкая методология тестов по химии по экзаменам ЕГЭ и ГИА, которая широко представлена в литературе. Во-вторых, студенты после 9 класса в школе уже сдавали минимум обязательных экзаменов и были знакомы с тестами ГИА. Для них не было новой форма представления такого теста, они быстро приступали к решению без особого рассмотрения вводной части.
Однако под видом привычных заданий скрывались нестандартные вопросы. Что отличает задания в стиле ЕГЭ-ГИА от обычных тестов? Во-первых, это нестандартный вопрос, который требует не прямого ответа, а от обратного. Во-вторых, это ответы, которые подобраны специальным способом, чтобы учесть все возможные ошибки, об этом будет указано более подробнее в параграфе 3.
Например, задание: Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3. При расстановке стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции получаем следующие значения: 2FeCl3 + 3Na2S → Fe2S3 +6 NaCl, учитывая, что железо принимает участие в реакции в степени окисления +3. Складывая стехиометрические коэффициенты продуктов реакции получаем значение 7, отвечающее ответу (б). Однако студенты, видя выражение «сумма коэффициентов» считают все коэффициенты и получает значение 12, которое так же есть в листе ответов, но которое не спрашивали.
С самой олимпиадой 2016 года можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
- 2 Проведение и оперативная проверка ответов Олимпиады.
Сами Формы Google связаны с Таблицей ответов Google, которая представляет собой электронную таблицу. В каждой строчке фиксировался время регистрации, лист регистрации и ответы. Сама Форма Google должна иметь строгую форму — все вопросы должны быть пронумерованы, а в настройках нельзя ставить флажок на перемешивании ответов. В Таблице ответов ответы соотносились с правильными вариантами и помечались цветом: красный — неверно, жёлтый — верно. За каждый верный ответ давался один балл, таким образом максимально за 20 заданий можно было получить один балл. В дальнейшем планируется перейти на использование приложения Flubaroo по автоматической проверке ответов.
Всего в олимпиаде поучаствовало 139 участников из 4 профессиональных образовательных организаций Свердловской области. Средний балл участников оказался 8,35. Были награждены победители, занявшие I место (3 человека, набрали 15 баллов), II место (1 человек, набрал 14 баллов) и III место (11 человек, набрали по 13 баллов).
В ходе проведения Олимпиады выявилось некоторое технологическое отставание участников. Многие участники пытались использовать устаревший браузер Internet Exploler для выхода Интернет, но устаревшие скрипты не давали работать на лёгких и быстрых сервисах Google. В остальном Олимпиада прошла без значительных организационных и технологических сбоев.
- 3 Разработка электронного учебно-методического комплекса сайта Олимпиады
В период подготовки сайт Олимпиады использовался для ознакомления с процедурой дистанционной олимпиады на страничках для преподавателей и участников. Так же был разработан пробный репетиционный тест из пяти схожих с олимпиадными вопросами заданий, которые могли пройти все желающие и оценить форму и содержание предстоящей олимпиады.
В период проведения Олимпиады сайт стал основой для коммуникации — используя его участники, переходили по гиперссылкам на непосредственно Форму Google Олимпиады.
В период оглашения результатов сайт стал не только показывать результаты, но и стал методической «копилкой». Из-за особенностей дистанционных олимпиад, где организаторы часто физически не видят большее количество участников, была реализована политика максимальной открытости. Были сформированы наряду с общим зачётом зачёты отдельно по всем участвовавшим профессиональным образовательных учреждениям. Так же в общий доступ была выложена таблица общих результатов Олимпиады, где можно было посмотреть не только свои ошибки, но и как писали Олимпиаду другие участники.
Кроме этого были проанализированы все ответы на все задания Олимпиады и на сайте по каждому вопросу представлена методическая разработка. Здесь можно посмотреть общую картинку, как в общем случае все участники справились или не справились с заданиями, в каких были допущены основные ошибки. Форма Google в автоматическом режиме предоставляет сводку по ответам, позволяя наглядно всё увидеть.
Например, в задании, которое, которое разбиралось в параграфе 2: «Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3» Большинство участников ответило неправильно — 39% ответило, что сумма коэффициентов составляет 5, они сложили только исходные вещества. Другие, напротив сложили все коэффициенты — с ответом 12 (вариант а) ответов собралось 24,8%. Столько же ответили правильно (сумма 7, нужны были только продукты, вариант б). Ещё 11,3% участников выбрало ответ в сумме 3.
Большинство участников не справились с заданием по определению электронного строения иона магния Mg2+. В ответах к заданию были предложены все варианты конфигурации — в том числе и для самого атома магния. Большинство участников не глядя на заряд выбрало именно неправильный ответ — 1s22s22p63s2 который соответствует атому, а не иону, таких оказалось 52,9%. Справились с заданием 30,4% участников.
Так же большинство не справились с заданием « При взаимодействии калия с кислородом образуется: а) оксид калия; б) пероксид калия; в) надпероксид калия; г)гидроксид калия». Правильный ответ — в надпероксид калия. Однако его выбрало наименьшее количество участников. 62,1% выбрало самый логичный вариант оксида калия, ещё 23,6% выбрало надпероксид калия и 8,6% выбрало гидроксид калия, который вообще никогда не может образоваться в этой реакции.
С полным анализом заданий олимпиады можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Итоги проведённой олимпиады воодушевили на продолжение работы. Конечно, дистанционный формат имеет определённые недостатки, но скорость, обработка результатов и доступность являются большими преимуществами. В ближайшем времени планируется дистанционная олимпиада для 2 курсов по физколлоидной химии на основе Форм Google, на которой будет автоматизирован процесс обработки с помощью программы приложения Flubaroo.
Статья опубликована в системе "Информио" 1 марта 2016 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий