четверг, 17 марта 2016 г.

Об опыте проведения олимпиады по химии с использованием Форм Google

Олимпиады по различным предметам являются универсальным мероприятием в педагогической деятельности. С одной стороны, они позволяют обучающимся в конкурирующей среде выявить наилучшие знания. Преподавателям, с другой стороны найти время на подготовку и проведение такого мероприятия с нестандартными заданиями.
В "Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме (ЕТЭТ) города Екатеринбурга опыт проведения олимпиады по химии был первым. Олимпиаду было решено проводить с применением дистанционных технологий, что позволило принимать участие из профессиональных образовательных организаций студентам не только учреждения-организатора, но и всем желающим студентам из  Свердловской области.
Среди прочих задач олимпиады были поставлены три учебно-методических:
  1. Разработка собственных олимпиады заданий и перенос их на платформу Форм Google.
  2. Проведение и оперативная проверка ответов, что позволяет выполнить Формы Google.
  3. Разработка электронного учебно-методического комплекса в виде сайта в Интернете для дальнейшего использования при проведении последующих Олимпиад.
  • 1 Создание оригинальных олимпиадных задач
Олимпиада по химии имела четкие рамки для участников. Это студенты профессиональных образовательных организаций Свердловской области 1 курса, поступившие после 9 классов школы. Олимпиада проводилась в середине учебного года и от основной массы заданий по органической химии было решено отказаться. Задания были разработаны по основным темам неорганической и общей химии - строение атома и Периодическая система Д.И.Менделеева, теория электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции. Так же задания были дифференцированы по сложности, чтобы студенты с интересом к предмету химии, но с поверхностными знаниями могли получить баллы, которые смог их смотивировать к дальнейшему изучению химии.
Из-за дистанционного формата проведения задания должны иметь тестовую форму ответа для быстрой проверки большого количества ответов. Конечно, тестовая форма ответа имеет большой недостаток в виде угадывания при ответе на вопросы и везения. Этим можно объяснить набор студентов в 1-2 балла из 20 возможных. В связи с тестовой основой теста были разработаны задания в стиле тестов ЕГЭ-ГИА. Во-первых, была взята гибкая методология тестов по химии по экзаменам ЕГЭ и ГИА, которая широко представлена в литературе. Во-вторых, студенты после 9 класса в школе уже сдавали минимум обязательных экзаменов и были знакомы с тестами ГИА. Для них не было новой форма представления такого теста, они быстро приступали к решению без особого рассмотрения вводной части.
Однако под видом привычных заданий скрывались нестандартные вопросы. Что отличает задания в стиле ЕГЭ-ГИА от обычных тестов? Во-первых, это нестандартный вопрос, который требует не прямого ответа, а от обратного. Во-вторых, это ответы, которые подобраны специальным способом, чтобы учесть все возможные ошибки, об этом будет указано более подробнее в  параграфе 3.
Например, задание: Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3. При расстановке стехиометрических коэффициентов в уравнении реакции получаем следующие значения: 2FeCl3 + 3Na2S → Fe2S3 +6 NaCl, учитывая, что железо принимает участие в реакции в степени окисления +3. Складывая стехиометрические коэффициенты продуктов реакции получаем значение 7, отвечающее ответу (б). Однако студенты, видя выражение «сумма коэффициентов» считают все коэффициенты и получает значение 12, которое так же есть в листе ответов, но которое не спрашивали.
С самой олимпиадой 2016 года можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
  • 2 Проведение и оперативная проверка ответов Олимпиады.
Олимпиада была проведена с использованием Форм Google. Форма опросников компании Google очень удобна, многие преподаватели для оценивания знаний студентов только ее используют из всех инструментов Google, которые можно использовать в обучении. При всех своих достоинствах Формы Google имеют пока слабый текстовый редактор. В химии визуальный ряд задания очень важен. Подстрочные, надстрочные индексы облегчают запись соединения, однако это в Формах Google пока сделать невозможно, как и вставка картинок в задания, поэтому и задания со структурными формулами органических соединений реализовать нельзя. Задания из-за простейшего форматирования становились сложной записью символов и цифр, что в итоговом счете усложняло задания.
Сами Формы Google связаны с Таблицей ответов Google, которая представляет собой электронную таблицу. В каждой строчке фиксировался время регистрации, лист регистрации и ответы. Сама Форма Google должна иметь строгую форму — все вопросы должны быть пронумерованы, а в настройках нельзя ставить флажок на перемешивании ответов. В Таблице ответов ответы соотносились с правильными вариантами и помечались цветом: красный — неверно, жёлтый — верно. За каждый верный ответ давался один балл, таким образом максимально за 20 заданий можно было получить один балл. В дальнейшем планируется перейти на использование приложения Flubaroo по автоматической проверке ответов.
Всего в олимпиаде поучаствовало 139 участников из 4 профессиональных образовательных организаций Свердловской области.  Средний балл участников оказался 8,35. Были награждены победители, занявшие I место (3 человека, набрали 15 баллов), II место (1 человек, набрал 14 баллов) и III место (11 человек, набрали по 13 баллов).
В ходе проведения Олимпиады выявилось некоторое технологическое отставание участников. Многие участники пытались использовать устаревший браузер Internet Exploler для выхода Интернет, но устаревшие скрипты не давали работать на лёгких и быстрых сервисах Google. В остальном Олимпиада прошла без значительных организационных и технологических сбоев.
  • 3 Разработка электронного учебно-методического комплекса сайта Олимпиады
В качестве основного компонента организации, коммуникации и подготовки к Олимпиаде был использован сайт, созданный на бесплатной платформе Сайтов Google. Сайт расположен по адресу sites.google.com/site/olympicchemystry и имеет незамысловатый дизайн и лаконичный интерфейс для работы.
В период подготовки сайт Олимпиады использовался для ознакомления с процедурой дистанционной олимпиады на страничках для преподавателей и участников. Так же был разработан пробный репетиционный тест из пяти схожих с олимпиадными вопросами заданий, которые могли пройти все желающие и оценить форму и содержание предстоящей олимпиады.
В период проведения Олимпиады сайт стал основой для коммуникации — используя его участники, переходили по гиперссылкам на непосредственно Форму Google Олимпиады.
В период оглашения результатов сайт стал не только показывать результаты, но и стал методической «копилкой». Из-за особенностей дистанционных олимпиад, где организаторы часто физически не видят большее количество участников, была реализована политика максимальной открытости. Были сформированы наряду с общим зачётом зачёты отдельно по всем участвовавшим профессиональным образовательных учреждениям. Так же в общий доступ была выложена таблица общих результатов Олимпиады, где можно было посмотреть не только свои ошибки, но и как писали Олимпиаду другие участники.
Кроме этого были проанализированы все ответы на все задания Олимпиады и на сайте по каждому вопросу представлена методическая разработка. Здесь можно посмотреть общую картинку, как в общем случае все участники справились или не справились с заданиями, в каких были допущены основные ошибки. Форма Google в автоматическом режиме предоставляет сводку по ответам, позволяя наглядно всё увидеть.
Например, в задании, которое, которое разбиралось в параграфе 2: «Сумма коэффициентов продуктов реакции FeCl3 + Na2S →... будет равна а) 12; б) 7; в) 5; г) 3» Большинство участников ответило неправильно — 39% ответило, что сумма  коэффициентов составляет 5, они сложили только исходные вещества. Другие, напротив сложили все  коэффициенты — с ответом 12 (вариант а) ответов собралось 24,8%. Столько же ответили правильно (сумма 7, нужны были только продукты, вариант б). Ещё 11,3% участников выбрало ответ в сумме 3.
Большинство участников не справились с заданием по определению электронного строения иона магния Mg2+. В ответах к заданию были предложены все варианты конфигурации — в том числе и для самого атома магния. Большинство участников не глядя на заряд выбрало именно неправильный ответ — 1s22s22p63s2  который соответствует атому, а не иону, таких оказалось 52,9%. Справились с заданием 30,4% участников.
Так же большинство не справились с заданием « При взаимодействии калия с кислородом образуется: а) оксид калия; б) пероксид калия; в) надпероксид калия; г)гидроксид калия». Правильный ответ — в  надпероксид калия. Однако его выбрало наименьшее количество участников. 62,1% выбрало самый логичный вариант оксида калия, ещё 23,6% выбрало надпероксид калия и 8,6% выбрало гидроксид калия, который вообще никогда не может образоваться в этой реакции.
С полным анализом заданий олимпиады можно ознакомиться на сайте sites.google.com/site/olympicchemystry
Итоги проведённой олимпиады воодушевили на продолжение работы. Конечно, дистанционный формат имеет определённые недостатки, но скорость, обработка результатов и доступность являются большими преимуществами. В  ближайшем времени планируется дистанционная олимпиада для 2 курсов по физколлоидной химии на основе Форм Google, на которой будет автоматизирован процесс обработки с помощью программы приложения Flubaroo.

Статья опубликована в системе "Информио" 1 марта 2016 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий